ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 "КАРУСЕЛЬ"
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Карусель» (далее
МАДОУ) разработана
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25
ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических
и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная
часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒
воспитание и
развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании
доступными средствами;
‒
создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой
Родины;
‒
создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений
программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы),
отобранные с учетом приоритетных направлений работы ДОУ, а также
ориентированные на потребность детей и их родителей:
- парциальная
программа «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Т.В.Волосовец
и др). В данной программе окружающий мир изучается ребёнком через игру и
экспериментирование с объектами живой и неживой природы. Методические материалы
дают связь между живыми существами и роботами, мотивируя ребёнка двигаться от
игры и детского эксперимента через конструирование и увлекательное техническое
и художественное творчество к проектированию и созданию роботов — моделей,
напоминающих объекты живого мира. Цель программы: развитие интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-технологий (S — science, T — technology,
E — engineering, M — mathematics: естественные науки,
технология, инженерное искусство, математика).
- «Ступеньки
успеха». Программа, созданная Учреждением самостоятельно на основе парциальной программы «Технологии формирования
у детей инициативности» Г.Б. Мониной.
Цель: создание условий для формирования у детей самостоятельности,
ответственности и инициативности.
- «ЛОГоша».
Программа, созданная Учреждением самостоятельно на основе методических пособий
Д.С. Калиты «Сборник методических материалов к игровым занятиям-путешествиям с
использованием технологии ТРИЗ». Цель: способствовать развитию у дошкольников
качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие
окружающего мира.
- «Речевичок»,
«От звука к букве» - программы, созданные Учреждением самостоятельно на
основе авторской программы Е.В.
Колесниковой «От А до Я. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6
лет», «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». Цель: осуществление
комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению
грамоты.
Объем обязательной части Программы
составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками
образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой
учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒
рабочая программа
воспитания,
‒
режим и
распорядок дня для всех возрастных групп ДОУ,
‒
учебный план[1],
‒
календарный
учебный график[2],
‒
календарный план
воспитательной работы.
В соответствии с требованиями
ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный
разделы.
В целевом разделе Программы
представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые
результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а
также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы
включает описание:
‒
задач и
содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в
соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒
вариативных форм,
способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
‒
особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒
способов
поддержки детской инициативы;
‒
особенностей
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒
образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный
раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и
направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы
включает описание:
‒
психолого-педагогических
и кадровых условий реализации Программы;
‒
организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒
материально-техническое
обеспечение Программы;
‒
обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и
распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.